Дарья Гриц

директор по стратегии продукта для университетов и школ онлайн-школы Skyeng

Все публикации эксперта

20.03.2020

В чем преимущество перехода к цифровой образовательной среде?

В предыдущем блоге я рассуждала о том, что элементы геймификации действительно вносят разнообразие в учебный процесс, но к сожалению, не помогают его переосмыслить и создать дополнительную ценность. Но если не геймификация, то что? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся в другом. А именно: чего мы ждем от образования?

Школа и цифра

В начале XX века целью массовой школы было готовить заводских рабочих. В фокусе: базовая грамотность, заучивание правил, дисциплина (чтобы не получить травму и не сломать станок). 

100 лет спустя мы ждем, что школа, которая мало изменилась за эти годы, будет учить принципиально иным вещам: критическому мышлению, работе в команде, навыкам обучения в течение всей жизни, креативности и проактивности. Причем каждого ребенка — по индивидуальной программе. Намерение понятно: все эти навыки нужны, чтобы строить конкурентоспособную экономику и развивать страну. Остается вопрос: как готовить людей будущего в условиях традиционной массовой школы? 

Цифровая трансформация образования — один из способов подойти к проблеме. Да, мы не можем обучать индивидуально каждого ребенка по отдельной программе в физической реальности школы: на это нет ни финансовых, ни кадровых, ни инфраструктурных ресурсов. Но мы можем делать это в цифровой образовательной среде (ЦОС). В отличие от использования отдельных цифровых элементов, внедрение ЦОС дает возможность персонализации и повышения эффективности обучения при сохранении уровня издержек. Персонализированное образование по цене массового - в этом и есть цель цифровой трансформации образования.

Цифровые среды: кейс Skyes

В цифровой образовательной среде 3 основных элемента:
1.Контент — упражнения, видео, карточки и другие обучающие материалы.
2.Функциональность («фичи») среды: например, навигация по контенту, разные механики упражнений, возможности для взаимодействия пользователей.
3.Учебная аналитика — алгоритмы, помогающие строить персональную образовательную траекторию.

В 2018 году мы начали пилотировать в школах цифровую среду Skyeng Education System (Skyes). На момент старта мы были убеждены, что самое главное в ней — функциональность, ведь именно «фичи» и интерактивность обеспечивают устойчивую мотивацию к учебе, верно?

Это не так. Поделюсь с вами 3 тезисами, которые важно иметь в виду, когда вы разрабатываете или внедряете цифровую образовательную среду.

Тезис #1. Контента должно быть много
Как понять, много у вас контента или нет? Базовое правило: для каждого ученика в рамках любой его цели цифровая образовательная среда должна быть избыточной с точки зрения контента. 
Зачем это нужно?

Все просто: мы все разные, нам всем интересно разное. Кто-то учится быстрее, кто-то медленнее, кому-то проще учить грамматику через таблицы и схемы, а кому-то важно один раз увидеть яркую иллюстрацию. Задания должны быть разные: по форме, механике, сложности, тематике, по используемому каналу восприятия наконец. 

Самое интересное — придумывать задания для кинестетиков, т. е. тех, кому важно физическое ощущение для усвоения материала. Например, этой зимой мы добавили в нашу среду курс по улучшению произношения — Connected Speech. Помимо интерактивных упражнений в виде аудио и текста, в каждом блоке курса было задание на тренировку артикуляционного аппарата. В таких упражнениях мы просили учеников практиковаться перед карманным зеркальцем, сдувать пушинки и перышки с ладони, сжимать зубами винные пробки. Подобные задания связывают онлайн и офлайн, создавая вокруг ученика образовательную среду в полном смысле слова.

Picture1.jpg

Источник изображения: skyeng.ru


Тезис #2. Цифровая образовательная среда невозможна без учебной аналитики

Большой парадокс персонализированного обучения в цифровой среде в том, что зачастую оно рискует остаться директивным. С одной стороны, внутри среды довольно просто обеспечить разнообразие образовательных сценариев для учеников, а с другой… Почему именно такие сценарии? Кто и как должен определять, что такое обучение и образовательный эффект в случае каждого отдельного человека? 
Универсального ответа нет, но ясно одно: нам необходимо постоянно анализировать то, как люди учатся, переосмыслять и совершенствовать свои подходы.

Уже сейчас алгоритмы Skyeng анализируют каждое занятие и каждое домашнее задание. Как учащийся выполняет упражнения? Сколько и каких ошибок совершает? Насколько быстро осваивает тему? Что «лайкает», а что пролистывает? Что было сложным, что было интересным, чего не хватило?
Преимущество перехода к цифровым средам в том, чтобы не определять директивно лучшие сценарии и насаждать их ученикам. Благодаря управлению образовательной средой на основе данных мы можем себе позволить более продвинутую, постоянно совершенствующуюся систему.

Тезис #3. Цифровая образовательная среда — это в первую очередь инструмент для учителя

В Китае есть знаменитый EdTech-единорог Squirrel — сервис по обучению детей математике на основе технологий искусственного интеллекта. Дети учатся сами с помощью ИИ-помощника, но иногда могут прийти в офлайн-центр и поработать индивидуально под присмотром живого учителя. По опросам детей, обучение им очень помогло, результаты серьезные, вдохновляющие. Но когда ребят спрашивали, чего им не хватило, чего хотелось бы больше, они говорили: времени с моим учителем. 

Когда мы говорим о цифровой трансформации образования, важно не упускать из виду большую цель: гармоничное и всестороннее развитие человека. А это значит — умение строить отношения, умение и стремление учиться, творчески и нестандартно подходить к вопросам и многое другое. Управление образованием на основе данных, через цифровые среды нужно не для того, чтобы низвергнуть учителя с пьедестала и оставить в школе в роли модератора. Обучение на основе данных — это возможность поставить в центр человека, дать простор для живого творческого взаимодействия. 

О том, как обеспечить переход к обучению на основе данных, я расскажу в следующем блоге. 

#Образование

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.