Виктор Кононов

генеральный директор «ЦентрПрограммСистем», координатор проекта АгроНТИ

Все публикации эксперта

23.03.2020

Основано на данных: учите студентов использовать цифровые инструменты в работе

Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Значительные проблемы, стоящие перед нами, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы их создали». В начале марта в Москве проходил всероссийский форум «Кадры для цифровой экономики v 1.2». Спецпредставитель президента по вопросом цифрового и технологического развития Дмитрий Песков отметил, что главным словом в федеральной программе «Кадры для цифровой экономики» следует считать именно слово «экономика». И хотя мы занимается сугубо цифровыми технологиями, с этим невозможно не согласиться.

Задача подготовки кадров для цифровизации экономики – не массовый выпуск программистов, умеющих писать стройный программный код. Задача – в процессе обучения в вузе научить специалистов всех отраслей пользоваться цифровыми инструментами в своей работе. Это обеспечит рост качества аналитики и получение обоснованных выкладок, необходимых для принятия управленческих решений. А значит, повышение качества управления проектами в целом, перевод на более высокий уровень производственных процессов, автоматизацию производств и контроль хода работ на всех этапах. Эти люди – профессионалы в своей сфере – должны понимать, какие системы и программы они могут использовать для решения тех или иных задач, для достижения тех или иных целей. И кроме этого, они в состоянии увидеть, каких инструментов не хватает, и сформулировать задачу для цифрового архитектора. Они должны быть инициаторами внедрения новых ИТ-технологий и ИТ-сервисов в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере.

Директор компании «1С» Борис Нуралиев на форуме предложил организовать эту подготовку через создание цифровых кафедр по аналогии с военными кафедрами. Компания «ЦентрПрограммСистем» идет схожим путем уже много лет – с того момента, как стало очевидным, что выпускники вузов приходят к работодателю в состоянии полуфабриката. Потому что большая часть того, чему их учили в вузе, давно и бесповоротно устарела. В итоге всем ИТ-компаниям приходится молодых специалистов доучивать уже на месте. 

Такое положение дел не устраивает никого. Поэтому в 2016 году на базе Белгородского государственного агроуниверситета мы создали «Центр прогрессивных технологий в земледелии на платформе «1С: Предприятие». Одно из основных направлений работы здесь – обучение студентов агрономического, инженерного, технологического и экономического факультетов применению программно-аппаратных комплексов, входящих в нашу востребованную рынком систему «ЦПС: АгроУправление». За четыре года наработался опыт, который помогает преподавателям и студентам-старшекурсникам БелГАУ консультировать сельскохозяйственные организации в области цифрового земледелия. Проводятся конференции, семинары и мастер-классы по локализованным задачам. Так достигается цель повысить квалификацию кадров агропредприятий в области использования на практике средств автоматизации и информационных технологий. Ну, и выпускники понимают, какие цифровые технологии нужно применить для решения определенных задач.

Следующий проект в сфере цифрового образования вырос из сотрудничества с Институтом экономики и управления Белгородского государственного университета. 

Более 10 лет назад мы заинтересовались использованием данных, собираемых квадрокоптерами, для создания геоаналитических систем. Это специальные геоинформационные карты, интегрированные с массивами информации, которые аккумулируют программные решения «1С». Их назначение – поддержка принятия управленческих решений, обеспечение руководителя достоверной и качественной аналитикой.
На основе этих разработок сейчас мы создаем цифровой двойник города Белгорода. И Институт экономики и управления, который занимается вопросами эффективного управления территориями, заинтересовался нашим опытом.

В середине февраля мы создали на базе нашей компании кафедру цифровой трансформации БелГУ. Обучение будет вестись по магистерским программам «Региональная экономика», «Экономика бережливого производства», «Бизнес-аналитика в цифровой экономике». Мы намеренно уходим от узконаправленных айтишных тем, потому что цифровая экономика – это не ИТ в чистом виде, а применение информационных технологий для задач любой отрасли реального сектора. 

Вузы сейчас идут нам навстречу, но что хотелось бы отметить: высшая школа, по нашим наблюдениям, не выказывает настоящей заинтересованности в борьбе за талантливых абитуриентов, из которых потом вырастут перспективные специалисты. 

Я учился в физико-математическом классе города Алексеевка Белгородской области. Это был один класс на городок. Но я помню выездную приемную комиссию из Харьковского авиационного института, которая приезжала в Алексеевку, можно сказать, ради нас. Такие же выездные комиссии других инженерных вузов прибывали в разные города всего Союза. Существовала практика подбора, поиска в глубинке самородков, и это была системная практика.

Я поступал в МИФИ и видел ребят из «первой волны», кому не хватило баллов для Физтеха. И на вступительных экзаменах мы встречали представителей других московских институтов, которые приглашали учиться к ним, если не хватит баллов здесь. Было видно, что вузы конкурируют за сильных абитуриентов. Потому что потом своих выпускников вузу надо было «продать» предприятиям отрасли.

Представители предприятий приезжали в институт (тогда это называлось «приехали купцы»), и то, что происходило далее, можно в первом приближении сравнить с ярмарками вакансий. Лучшим выпускникам предлагали должности: не где-нибудь, а на самых перспективных предприятиях и в лучших НИИ и конструкторских бюро страны – я говорю, конечно, про свою инженерную отрасль. Такой вот был естественный отбор. 

И вуз подтверждал свои высокие компетенции в подготовке специалистов, боролся за качество знаний, за уровень выпускников. Выпускник МФТИ, МИФИ, Бауманки – это и сейчас нечто вроде знака качества. Но тогда каждый инженерный вуз стремился к высоким показателям. Вот чего нам сейчас не хватает в образовании и к чему нужно стремиться. Бизнес может помочь вузам с технологиями, нам это выгодно со всех сторон. Но университеты должны заниматься отбором лучших, давать студентам лучшее, современное, конкурировать, поворачиваться лицом к работодателям. 

И, возвращаясь к фразе Эйнштейна, с которой я начал: все это достижимо, когда у государства есть долгосрочная стратегия развития экономики – отсюда идет понимание, каким будет рынок труда, какие кадры нужны, кто и как их подготовит. Нужен системный подход.

#Агро-НТИ, #Образование

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.